Изначально территория была заселена  Мордовскими племенами Эрзя. В XII веке поволжский край, богатый лесами, дичью, медом диких пчел, активно колонизируется древнерусскими поселенцами. Несмотря на монголо-татарское нашествие, русское влияние на территории края постепенно усиливалось. Сюда, в глухомань, переселялись русские из разоренных татарами городов и сел.

Арзамасские земли служили порубежной территорией с Диким полем, откуда кочевники регулярно совершали свои разорительные набеги. В 1708 году Арзамасский уезд был включен в состав Казанской, а в 1719 году была переведена в подчинение Нижегородской губернии.

Некоторые считают что при нашествии Монголо-татар жители села приняли их смирно так и назвалось Смирново. Одно из предположений что при основании нового населенного пункта-нынешнего Смирнова были собраны(сосланы)люди из разных мест(со всего мира) и поселение могло назваться как С МИРА НОВОЕ. То есть "сМИРново" "сМИРнова".  Иванов Василий Константинович, долгое время работавший учителем истории в Смирновской школе, утверждал, что на месте нашего села было достигнуто перемирие между русскими и монголами. Отсюда и пошло название села.

А вот что думает по этому поводу краевед - директор  музея Шатковского района А.А. Инжутов. Им были предоставлены статьи из его книги  «Шатковский край в XVI-XVII вв. Страницы истории и географии».
Время возникновения деревни приблизительно конец XVI века. Так, например, крестьян Смирнова Мотовилова не встречаем в качестве понятых при отделе соседних земель в междуречье Кели кадомским татарам до 1595 года, а в 1602 году приказчик и крестьяне Смирнова Мотовилова уже участвуют в межевании расположенных по соседству земель.
Смирново, как деревня, упоминается в Арзамасских поместных актах в 1610 году: «…стрелецкому голове Обуткову… - дано ему наше жалованье в Орземасском уезде изменичье поместье Микифора Зеновьева…деревня Смирного». В 1610 г.: «бил нам челом арзамасский служилый татарин Алтыш Алышев, а сказал, в прошлом де в 117 (1609) году дано ему наше жалованье в Арзамасском уезде Смирновское поместье Литяка Онуштасовская на 100 на 20 чети» . За неимением географических привязок, нельзя утверждать, что речь идет о нашем Смирнове. Хотя Алтыш Алышев какое-то время в действительности владел землями в междуречье Большой и Малой Кели.
После смуты за воинские подвиги деревня была пожалована Смирнову Семенову сыну Мотовилова в вотчину. В 1621 году Мотовилову в вотчине в д. Смирнове принадлежало 150 четвертей земли. В 1621-1623 гг записано за Микитою Смирновым сыном Мотовиловым в деревне «в Старом Олямаеве» 90 четвертей земли
По переписи 1621 г. – починок деревня Алемаево. В деревне 4 людских, 6 крестьянских и 9 бобыльских дворов. В 1646 и 1677 годах – деревня Алемаева – Смирновка тож. В 1646 году – 62 крестьянских и 1 бобыльский двор, всего 63 двора. 43 двора у владельца Матюшкина и 20 у Ертюшкова (Юшкова?). В 1677 – 1 людской, 30 крестьянских и 28 бобыльских дворов, всего 59 дворов. В 1677 году в числе владельцев деревни упоминаются окольничий П.И. Матюшкин и Б.Г. Юшков.

После взятия Казани, правительство, раздавая приобретенные земли служилым людям, также наделяет поместья поступившим на службу Русскому государству татарам. Как отмечает А. М. Орлов, со второй половины XVI – XVII вв. «за счет верстания на службу татар из местного населения и переселения из мещерских мест образуются «особые гнезда» их расселения в «окрестностях Арзамаса, Алатыря, Курмыша и других городов» Прослеживается такое гнездо и на территории нашего района. В 1586 году кадомским татарам Алтышу Алышеву с «товарищи», всего 20 человек, отводится земля в Юрьевской пустоши за Шатковским лесом, границы которой были описаны следующим образом: «Приехав к дуброве, да указали дуб с бортью, да о того дуба на березу…, да с той березы на усть врага Инекель помры да Явилей помры на усть того врага…Да вниз врагом Явилеем до речки до Большого Киля, а наниз Большим Килем до озера Отерки, по правую сторону Киля Большого Юрьевская пустошь, а по левую сторону Курмышский уезд, а от Отерки озера по Малый Киль, а Малым Килем вверх по обе стороны до черного лесу…». Всего земли было отведено «300 чети в поле, а в дву потому ж», из них 160 четвертей перелога и дикого поля и 140 четвертей пашенных дубрав; Кроме земли в поле, переселенцам было отведено «по речкам и по дубровам и по полянкам 400 копен сена» а также на усад 8 десятин земли «на Малом Киле, меж двух озер на Ключищах» Переселенцы основывают поселение, которое в последующих документах называется как татарская деревня на «Новом усаде». В 1595 году новоусадским татарам Алтышу Алышеву к прежней их даче отводится еще 50 четвертей земли в одном поле, «а в дву потому ж» в «пустоши на Сакме Атерки на Большом Киле в правой стороне Черводе и до устья Малого Киля, и вверх устья до Каменова врага». Межа новой земли от прежней проходит «поправу леса Понял, а от лесу от Поняла через Малый Кель поперег по Большой Кель, а вдоль конец той земли по Иванову землю Загребина до Поняловский вражек да по враг по Явиль, а от Понялского вражка по Керчу по Какинскую вотчину. А сена им косить по Большой и по Малой Кели и по-за пашнями». Следующая грамота, в которой упоминаются новоусадские татары, датирована 1597 годом. В ней Миняк Бекбулатов «с товарищи» бьют челом государю о размежевании земель, потому что в их поместья и во всякие угодья «вступаются носильством» арзамасские татары Семакой Кутлеяров «с товарищи» и им от тех татар «впредь без размежеванья прожити не мочно». Бекбулатову и его людям принадлежат земли: «от Ыняева озера по левую сторону Долгую поляну до Липового врага, а от Липового врага через Липовый враг суходолом на Кель по старой грани на Каменную гору вверх Кели, и по правой стороне Спасское и Ильинское озеро, и на черный лес; а к Кели де пришел черный лес концом до усть речки Кевсы к реке ко Пьяне. Владения же Кутлеярова и его людей известны из другой грамоты от 1597 года. В ней указывается, что в 7001 году (1592 – А. И.) «… отделили в Орземасском уезде в пустоши, что на реке на Келе на ключе, арзамасским татарам, которые переведены из Кадомы, Семакою Кутлеярову с товарыщи, 20 человекам, пашни и перелогу и облогу и дубровы пашенные по 15 чети человеку, сена лугу на Пьяне и по дубровам по 20 по 5 человеку». Проживают татары вместе с мордвой в Алемаеве. В грамоте от 1608 года упоминаются деревни Алемаевы татарове Агильдей Емельдяшев и Черкась Енгильдеев. Наделяли служилых татар землею в бассейне речки Сердемь. В 1595 году служилым татарам Чекею Енгильдиеву и Уразлею Полтинину была отведена земля в Арзамасском уезде за Шатковским лесом в пустоши Инзинзинове поляне Мелцановской роспаши Отяшева (земли Бритова – А. И.). Вместе с ними на той же пустоши поместили вновь 10 принятых на службу татар во главе с Байберой Коромышевым. В итоге татарам отделили 78 десятин да на сенные покосы по пашне 200 копен и «под усадища и в околицу 15 десятин». Границы татарской земли от мордовской земли Тюгелевской деревни определялись «на враге дуб, что враг пошел к Якшенским верхам, а с того дуба на мар, а с мару на дуб же, что стоит у Каткысь помры к Сердему на вершину: направе земля мордовская, а налеве татарская вниз по Сердеме». Таким образом, поместья служилых татар в нашем районе находились на территории Бритова, около Алемаева и в бассейне Кели между Путятиным и Смирновым. Далее, вниз по Келе, они занимают часть территории современного Вадского (устье Большой и Малой Кели), Перевозского (низовья Кели, р. Пьяна) районов.

При более подробном рассмотрении вышеизложенной карты 1850 года можно понять, что село состояло из 144 дворов, действовало не меньше 15ти ветряных мельниц. Это говорит о том что село было большим и зажиточным.

»далее»